Традиционное
противостояние между двумя флагманами немецкого автомобилестроения,
компаниями BMW и Mercedes-Benz, сосредоточится в сегменте компактных
автомобилей. Обе компании объявили, что в августе на глобальном рынке
продажи компактных автомобилей, в частности MINI и Smart, выросли,
тогда как спрос на среднеразмерные и крупногабаритные автомобили
снизился. В первую очередь речь идет о стагнирующих рынках –
американском и западноевропейском. Россия отдает приоритет
крупногабаритным автомобилям, поэтому в ближайшее время к нам не
завезут Smart или Toyota iQ, а продвижение бренда MINI на данном этапе,
скорее всего, останется факультативным.
MINI Cooper
Smart ForTwo
FIAT 500
Toyota iQ
Как сообщает аналитическое агентство
“Автостат”, в августе 2008 года BMW удалось увеличить продажи на 2% –
до 101 673 машин – за счет высокого спроса на MINI и общего роста в
Азии и Восточной Европе. Таким образом, продажи MINI выросли на 11% –
до 16 257 штук, а продажи BMW остались практически на том же уровне –
85 315 машин. А в США продажи одноименных моделей вообще упали на 4% –
до 25 462 шт. Mercedes-Benz в это время демонстрирует общее падение
продаж: так, в августе продажи упали на 12% по сравнению с тем же
периодом прошлого года и составили 84 400 штук. Падение продаж моделей
марки Mercedes-Benz составило 16%, зато Smart стал пользоваться большей
популярностью в Европе и вырос на 29% – до 9200 шт. Тогда
как весь мир пересаживается на маленькие автомобили, Россия хранит
верность крупногабаритному транспорту: седанам, купе и внедорожникам.
Ни MINI (от 18 200 евро), ни Smart, который официально в Россию не
поставляется, но есть на “сером” рынке (от 10 200 евро в Европе и от 18
200 у “серых” дилеров), – “малышки” премиум-класса популярностью в
России не пользуются. Еще бы, ведь за 18 тыс. евро ($26 тыс.) обыватель
может приобрести себе очень приличный и гораздо более надежный
автомобиль раза в два больше по размеру. Хотя MINI, например,
пользующийся поддержкой автопроизводителя, все-таки ведет себя
достаточно ярко и имеет неплохую динамику продаж в течение последних
четырех лет. Так, за последние четыре года было продано 1078 машин: в
2004 году это 194 шт., в 2005-м – 340 шт., в 2006-м – 496 шт. и в
2007-м – 678 шт., таким образом, с каждым годом MINI прибавляет почти
по 30%. Тем не менее российское представительство
пока не планирует отдавать приоритет “детскому” бренду MINI подобно
своим европейским коллегам и концентрирует работу на одноименных
продуктах BMW. “Мы не замечаем падения спроса на
крупные автомобили, – комментирует PR-директор BMW Russia Ксения
Климушина. – Продажи наших “больших” машин, например BMW X5, выросли в
августе по сравнению с прошлым годом на 92%, продажи BMW X3 – на 13%.
Наблюдается некоторый спад продаж флагмана модельного ряда BMW – BMW 7
серии (продажи упали на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года), – продолжает эксперт. – Однако этому есть объективные причины:
автомобиль, который сейчас продается, – это старая версия седана, таким
образом, автомобиль находится в заключительной фазе своей жизни.
Покупатели ждут появления новой BMW 7 серии, тем более что клиентам
автомобиль уже был показан в рамках мировой премьеры, прошедшей 7 июля
на Красной площади”. Mercedes-Benz в это время,
видимо, вообще не собирается развивать нишу компактных автомобилей в
России. На сегодняшний день у Mercedes-Benz есть модель A-класса в
модельном ряду, но назвать ее компактной в полной мере сложно –
фактически маленького автомобильчика у Mercedes на российском авторынке
нет. Между тем потенциальный спрос на Smart на
российском авторынке все же существует. Ведь покупаются и MINI, и FIAT
500, который хотя формально и не относится к классу премиум, но цена у
него такая же – от 15 до 18 тыс. евро. Кстати, базовые версии FIAT 500
по цене 555 тыс. рублей (15 тыс. евро) сейчас в Россию не поставляются
– привезут только под заказ. Как рассказали в компании “Автомир”, таким
образом поставщики хотят подстегнуть интерес к заряженным, спортивным
версиям FIAT 500 по 18 тыс. евро, которые дилеры и держат в наличии. По
словам дилеров Fiat, сейчас в неделю они продают по 5-6 “малышек”. Что
касается Smart, то главная проблема на сегодняшний день не столько в
организации возможных поставок, сколько в отсутствии цивилизованного
сервиса и соответствующих поставок запчастей, поэтому даже “серые”
продажи идут неактивно. Панорамную крышу на Smart, например, в случае
необходимости придется ждать где-то полгода. Как рассказали в компании
“Академ-авто”, занимающейся импортом Smart из Германии, только на ТО к
соответствующим “мастерам” у них очередь составляет два месяца, не
говоря уже о запчастях. Когда на российском авторынке начнутся
официальные продажи Smart, в представительстве “Мерседес-Бенц РУС” не
сообщили, отметив, что занимаются соответствующим изучением рынка.
Вполне возможно, что это произойдет в течение ближайших пяти лет, когда
местный авторынок стабилизируется, появятся новые дороги, а городские
власти будут мотивировать автовладельцев на покупку маленьких
автомобилей, предоставляя соответствующие льготы. Среди
аналогичных “малышек”, которые вряд ли сейчас по карману обывателям,
вполне можно разместить и модель Toyota iQ (от 22 тыс. долларов),
производство которой стартует в декабре 2009 года. Какие у японцев
планы по продвижению “новинки” в Европе и России в частности, мы узнаем
на Парижском автосалоне, который начнет работу в первых числах октября.
|